МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, 95
телефон: (3439) 38-59-29
Детский сад №8


 

 
Главная страница Советы родителям Психологическая гостиная
Психологическая гостиная

                    Как сохранить  психологическое  и эмоциональное здоровье детей-дошкольников.

Психическое здоровье играет важную роль в развитии воспитанной, свободной и раскрепощенной личности в будущем. Психологически здоровый человек не стесняется обратиться за помощью к родителям, правильно и четко формулирует свои цели и мысли, имеет собственное мнение. Особенно важно сохранить  психическое здоровье у детей-дошкольников, что может быть обусловлено рядом сильно влияющих на него причин: завышенные требования родителей, отрицательное мнение  окружающих, нервное напряжение и ссоры в семье. Как же добиться взаимопонимания?  Прежде всего, хорошее здоровье детей дошкольного возраста обусловлено спокойным климатом в семье, взаимопониманием и уважением. Если вы хотите, чтобы психическое здоровье Ваших детей было в норме, следуйте приведенным ниже правилам и советам.

  • радуйте ребёнка, будьте с ним доброжелательны. Каждая совместная семейная прогулка или выезд на природу – повод пообщаться с ребенком, узнать о его проблемах и желаниях. На прогулки можно брать его друзей: так можно познакомиться с ними или узнать поближе об их увлечениях;
  • постоянно интересуйтесь делами ребенка, стараясь не забывать об этом. Провожая его в детский сад или забирая оттуда, говорите с ним, проявляйте интерес к произошедшим за день событиям. Дайте ему возможность высказаться;
  • подавайте пример собственным поведением. Никогда не выясняйте отношения в семье в присутствии детей, а тем более не вовлекайте их в ссору. С посторонними людьми нужно держите себя воспитанно, открыто: тогда и ребенок будет вести себя так же со сверстниками;
  • не заставляйте посещать много кружков и секций: психическое здоровье, а  также и физическое здоровье могут пострадать из-за чрезмерной нагрузки и усталости. Наблюдайте за творческими способностями детей и направляйте их в «нужное русло»;
  • не оскорбляйте его даже в шутку, не рассказывайте о неудачах и ошибках посторонним людям в его присутствии.

Для детей дошкольного возраста эмоциональная реакция на действительность очень важна: она регулирует его психическое и физическое самочувствие. При дефиците эмоций его работоспособность и активность снижаются.

Поддержать и сохранить психологическое здоровье детей родители могут, используя психолого-педагогические технологии: совместные подвижные и настольные игры, проведение бесед, тестов и упражнений, игры-драматизации и психологические игры, совместное чтение книг и их обсуждение.  Сохранить психическое  здоровье детей дошкольного возраста и обеспечить хорошее эмоциональное развитие могут родители. Достаточно просто принимать активное участие в воспитании ребенка, создать максимально комфортные условия для его жизни,  а также любить и понимать  своего ребёнка  в любой ситуации!

 Адаптация детей к  условиям детского сада.

С 1 августа детский сад набирает  новых воспитанников: более 60 мальчиков и девочек вольются в нашу дружную детсадовскую семью! Это очень важный  и ответственный  период  для всех: детей, педагогов и родителей: ведь от  того, как  сработают  все - будет  зависеть успешность адаптации  детей  к детскому  саду.

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей с 1,5 до 3 года . Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное   состояние малыша.

Адаптация ребенка к детскому саду обычно протекает по разному:

·        одни  дети легко  и быстро привыкают к новым условиям;

·     а у других это происходит нелегко: с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах.  Ребёнок  постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающемся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. 

          Уровни адаптации детей  при поступлении в детский сад

     Легкая

  • Поведение - нормализуется в течение 1 недели.
  • Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается.
  • Сон - восстанавливается в течение 2 недель.
  • Адаптация проходит в течение 1 месяца.
  • Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми

Средняя

  • Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.
  • Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков.
  • Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.
  • Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.
  • Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

 Тяжелая

  • Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.
  • Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).
  • Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.
  • Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.
  • Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет.
  • Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке.

Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду:

Чтобы  привыкание  к детскому саду прошло максимально безболезненно, необходимо организовать плавный переход ребёнка из семьи в ДОУ.  Поэтому мы рекомендуем:

Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада.

  Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.

  Обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок.

  Подобрать для детского сада одежду. Она обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок, удобные футболки, рубашечки и платья с короткими рукавами, обувь без шнурков, открытая.

  Приходить с ребенком на прогулку, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках. Ходите в гости к товарищам, можно остаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.

  Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите уверенным  голосом ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки.

  Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.

  Планируйте свое время так, чтобы в первые 2 недели месяца посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первая неделя посещения детского сада должны быть ограничена 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, затем (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.

  Для предупреждения нервного истощения и успешной адаптации необходимо делать в середине недели "выходной день" для малыша.

  В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня детского сада, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.

   Первые признаки  того, что  ребёнок  адаптировался:

хороший аппетит, спокойный сон, охотное  общение  с другими детьми, адекватная реакция на  любое  предложение  воспитателя, нормальное эмоциональное  состояние.

             Как  быстро, легко и безболезненно адаптироваться в новых условиях? – эти вопросы  всегда волнуют  родителей вновь поступающих детей. Для сохранения и  укрепления психического здоровья детей, повышения  функциональных и  адаптивных возможностей детского  организма, снижения  тревожности и  регуляции процессов  возбуждения  и торможения  педагогом-психологом  проводятся  игры  с детьми, целью которых  является создание положительного  эмоционального  настроя  и регуляция  эмоционального состояния детей. Занятия  включают  в  себя  подвижные  и  дидактические игры, игры с  игрушками, наблюдение и  рассматривание  красоты  окружающего мира. Занятия  дают  свой положительный результат: несмотря  на  то, что процесс адаптации  ещё продолжается - многие  дети  уже  комфортно чувствуют себя в детском саду.

    

                                                  

 

Лечение маминой любовью

Недавно в Австралии произошла история, которую врачи назвали чудом. Кейт Огг вынашивала двойняшек, на двадцать седьмой неделе беременности начались преждевременные роды. Родились недоношенными девочка и мальчик. Девочка оказалась здоровой, а мальчика после мер безуспешной реанимации врачи признали мертворожденным. Тело младенца принесли матери - попрощаться. Мать прижала сына к себе, стала разговаривать с ним. Она рассказывала ему о том, как его любят, как ждали его появления, как хотели прожить с ним всю жизнь. И малыш вздохнул, начал дышать и открыл глаза. Произошло настоящее чудо. Врачи назвали это силой материнской любви.

Подобных примеров излечения материнской любовью наберется не один десяток. Исследованиями в данном направлении серьезно занимался знаменитый детский профессор-психиатр Борис Драпкин. Ученому удалось разработать и запатентовать принципиально новую психотерапевтическую методику - излечение маминой любовью.

Когда любви мало

Дети, которые наполнены маминой любовью, лучше развиваются и быстрей растут. Это - доказанный факт. Ребенок, которые недополучает любви, чаще болеет, его выздоровление проходит медленными темпами, малыш обычно склонен к плохому поведению, непослушен. Так что для нормального развития младенца необходимо его как можно чаще целовать, обнимать, поглаживать, играть с ним. Профессор Драпкин утверждает, что до двухлетнего возраста ребенок и мать должны быть вместе всегда. Чтобы не прерывался поток любви, не стоит препоручать свое дитя бабушке или няне.

Любовь как лекарство

С детства мать должна дать ребенку установку на здоровье, любовь, удачу, успех в жизни. Иная программа задается ребенку, которого с раннего детства беспрестанно критикуют,  упрекают. Таким образом, записывается программа на неудачи и болезни.

Материнская любовь должна быть безусловной. Она не должна зависеть от того, здоров ребенок или болен, послушным он растет или нет. Для больного крохи мама становится лучшим лекарством.

Как настроить ребенка на здоровье

Метод Драпкина состоит в том, чтобы мать читала своему ребенку определенные фразы - специально подобранные и проверенные опытным путем. Действенней эта методика работает, если фразы произносятся, когда ребенок спит. Вкладывайте в эти слова всю свою любовь, посылайте ребенку флюиды добра.

Что говорить

Фразы должны звучать примерно так:

Я тебя очень сильно люблю.

Ты сильная, здоровая, красивая девочка (мальчик).

Ты спокойная девочка (мальчик), ты очень умный малыш.

Я забираю и выбрасываю все твои болезни.

Лечение любовью – проверенный веками действенный и метод, научитесь им пользоваться. Важно искренне любить и тогда можно попытаться излечить любую болезнь.

 

Роль отца в воспитании ребенка

 

                        "Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно." В. Буш

www-umnitsa-ruОтец и мать, папа и мама - два самых родных и самых важных человека в жизни каждого ребенка. И если роль мамы всем понятна, то роль папы часто неосознаваема, непонятна и, к огромному сожалению, часто сводится лишь к наказаниям в жизни маленького человечка. А тем временем наши дети так сильно нуждаются в участии отца в их жизни, в его дружбе, заботе и защите. Мы предлагаем вашему вниманию серию статей под названием "Папа- это вам не мама!", в которых постараемся раскрыть роль отца в воспитании ребенка, общение отца с младенцем, взаимоотношения мужчины с дочерью, сыном.

Существует устоявшийся стереотип, что для развития малыша наиболее важной является связь матери и ребенка. Но, оказывается, общение ребенка с папой не менее важно для полноценного формирования личности. Так почему же роль отца обычно считается второстепенной? Социологи провели любопытные исследования. Семь человек из десяти считают, что мать и отец несут равную ответственность за воспитание ребенка. Но на деле отцы проводят вместе со своими детьми в среднем менее одного месяца в год. А ведь давно известно, что дети, растущие без отца, гораздо хуже учатся. Более того, такие дети намного чаще совершают правонарушения. Ведь каждый малыш нуждается в гармоничном развитии, которое можно получить лишь при наличии обоих родителей. Мама даёт своему чаду нежность и ласку, отец - защиту и уверенность.

Наверное, большинство из вас согласится с тем, что отец – это не вторая мать, не замена матери, а именно отец, нечто отдельное. Так что же специфично в его роли?

Ответим, приведя такой простой пример. Представьте, что вы делали какое-то важное для себя дело и у вас что-то не получилось, как хотелось бы. И кто-то из близких говорит вам примерно так: «Да ерунда, ты все равно самый лучший, ну его, это дело, вообще, да и они там просто все ничего не понимают». И представьте другой вариант реакции, что-то вроде: «Ну что ты сразу руки опускаешь, расстраиваешься и в угол забиваешься? Думай, что исправить, и делай еще попытку, все получится!» Какая реакция вам нужнее? Так сразу и не скажешь… Наверное, в разные моменты времени нужны обе.

Примерно так можно описать специфику роли отца и матери для ребенка. Мать – это прежде всего тот человек, который примет любой вариант, пожалеет, успокоит. Отец – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не даст себя бесконечно жалеть, плюс еще поможет разобраться с причинами неудач. Что тут важнее? Ребенку крайне важно то и другое.

Однако, чаще всего, картина воспитания имеет банальный сценарий: отец, уставший после рабочего дня, приходит вечером домой и, поужинав, занимает место на диване. Может быть, он и спросит у малыша о его делах, но при этом, не выслушав рассказ до конца, громко захрапит. Такая роль отца в семейном воспитании сведена к нулю. Безусловно, положительная тенденция последних лет связана с тем, что отцы вообще начали активно включаться в процесс воспитания детей, причем уже в первые месяцы жизни. Душераздирающее зрелище – мама, пытающая одновременно успокоить кричащего ребенка, приготовить борщ и вымыть квартиру, и папа, лежащий на диване и заслоняющийся от этого кошмара газетой, – можно наблюдать все реже и реже. Связано это, по-видимому, с изменением мотивации к родительству как к таковому.

О роли отца в воспитании ребенка сегодня говорят много. Специалисты отмечают, что довольно сложно вырастить полноценную личность, будь – то мальчик или девочка, без мужского влияния. Никто не отрицает возможность добиться успеха в области воспитания без отца, но как показывает жизнь, это большая редкость. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их чадо. Важно, то, что дают ему родители, в частности, отец может дать то, что никто в мире больше дать ему не сможет. Специалисты рекомендуют не забывать об этом, особенно если дело заходит о разводе. При любых обстоятельствах мужчина должен оставаться папой.

Итак, как современный папа может (и должен) участвовать в воспитании ребенка?

Давайте посмотрим, в каких аспектах развития и воспитания ребенка участие папы будет наиболее полезно:

  1. 1. В первый год жизни очень значима роль отца в физическом развитии ребенка и формировании основных двигательных навыков. Как правило, игры пап с детьми отличаются от того, как развлекают малышей мамы: отцы более склонны к активным физическим забавам, они не боятся подбрасывать детей, вертеть их, учат их кувыркаться, катают на плечах и т.д. Это стимулирует физическую активность малышей.
  1. 2. Отец может стать неоценимым помощником в развитии мышления ребенка. Отмечено, что отцы могут научить ребенка говорить быстрее и правильнее, чем мамы и бабушки: связано это с тем, что папы, в отличие от мам, не коверкают слова и не «сюсюкают», стараясь «подстроиться» под карапуза. Как правило, мужчины лучше обучают детей манипуляциям с предметами (особенно с конструкторами, головоломками); взаимодействие с отцом расширяет кругозор малышей, способствует формированию у них более широкого поля интересов.
  1. 3. Фигура отца важна для выстраивания конструктивных отношений в паре «мать-ребенок». В семье с гармоничными взаимоотношениями на определенном этапе развития ребенка (обычно после года) отец помогает ему максимально безболезненно «отделиться» от матери и выработать им оптимальную дистанцию. Некоторые психологи даже рекомендуют именно отцам брать на себя инициативу в таких значимых с точки зрения взросления малыша и социализации мероприятиях, как «переселение» ребенка в свою кроватку, «знакомство» с садиком и т.д. Именно отец является своеобразным «проводником» ребенка во внешний мир, благодаря которому ребенок чувствует себя безопасно.
  1. 4. Отец приучает ребенка адекватно воспринимать социальную иерархичность (подчиненность и подотчетность). Он дает ему понять, что значит авторитет, знакомит с такими социальными инструментами, как одобрение и порицание (или наказание). Связано это с тем, что, в отличие от матери, которая любит ребенка просто за то, что он «есть», отец обычно предъявляет к ребенку определенные требования, которым тот должен соответствовать. Нужно отметить, что в России немало семей, где в воспитании ребенка эту роль отца примеряет на себя мать – она лишает малыша «безусловной» любви и начинает предъявлять к нему определенные требования. В этом случае в семье обязательно должен быть кто-то, кто берет на себя традиционную материнскую роль. Ребенок обязательно должен чувствовать, что он ценен сам по себе, безотносительно к своим достижениям, иначе это чревато серьезными психологическими расстройствами.
  1. 5. Важна роль отца в таком аспекте воспитания ребенка, как его половая самоидентификация. Мальчики, глядя на отца, формируют определенную поведенческую модель, которой впоследствии (в идеале) будут придерживаться. Девочкам общение с папой помогает идентифицировать себя в качестве женщин. Причем соответствие реальных качеств отца бытующим в социуме представлениям о мужественности не является важным: намного более значима близость отца с детьми.

 

Когда нужны консультации психолога для родителей? 

Как только у вас появляются малейшие сомнения в психологическом здоровье ребенка. При установлении у ребенка того или иного психического заболевания (последствий родов, связанных с патологией, черепно-мозговой травмы, умственной отсталости, нарушений характера, депрессивных расстройств, отставания в развитии, навязчивых идей) визит к психологу откладывать нельзя.

Психическое неблагополучие ребенка может быть связано с такими симптомами, как недержание кала или энкопрез, недержание мочи (энурез),  логоневроз или заикание, тики и так далее.

Если ребенок отстает от ровесников в развитии, это повод для консультации психолога для родителей. Иногда поводом для консультации может быть и тот фактор, что ребенок сильно опережает в развитии своих сверстников. 
Симптомами психических заболеваний могут быть и телесные расстройства, носящие неясный характер. Множество обследований не помогают установить однозначный диагноз, когда происходят психосоматические расстройства: экзема, псориаз, нейродермит и так далее, а речь идет о психических заболеваниях.

Повышенное внутричерепное давление может стать причиной частых головных болей. Если происходят частые потери сознания, причина может лежать в проявлениях эпилептического расстройства.

Если ребенок излишне замкнут, молчалив, нелюдим, у него отсутствуют социальные навыки, ему сложно общаться, то формирование гармоничной и здоровой личности будет практически невозможно. С другой стороны, такие проявления, как агрессивность по отношению к животным, членам семьи, ровесникам, двигательная активность, чрезмерная непоседливость тоже нуждаются в осмотре специалистом. Без консультации психолога для родителей точно не обойтись.

Если ребенок стал вести себя необычно, его психическое поведение стало регрессировать (он вдруг разучился ходить, говорить и т.д.), резко изменился характер, привычки, это тоже симптомы психических заболеваний.

Психическое здоровье ребенка развивается неправильно в результате того, что его плохо воспитывают, в его семье постоянные конфликты и пьянство родителей, он социально запущен.

Я настоятельно рекомендую приходить на консультации психолога для родителей, не оставлять без внимания ни один настороживший вас эпизод из жизни вашего малыша. Психологическая коррекция и лекарственная терапия психических расстройств детей очень важна, но не менее важен комфортный, здоровый психологический климат в семье.

 

 
сайт создан ТГ Дизайн вовремя